За свою историю авиация России прошла путь от фанерных поршневых самолетов до сверхзвуковых ракетоносцев пятого поколения. Авиаторы сражались в небе Кореи, Вьетнама, Европы, Египта, Афганистана. Военно-воздушные силы всегда были надежным «воздушным щитом», который прикрывал «танковый меч» и «большой флот» нашей Родины. С 1 августа 2015 года ВВС РФ входят в состав воздушно-космических сил, которые являются важнейшей составной частью Вооруженных сил России и осуществляют множество оборонных, стратегических и разведывательных задач. Их значение в обороноспособности и безопасности страны нельзя переоценить.
Отдельная страница истории ВВС связана с войной в Афганистане – наиболее масштабным военным конфликтом с участием советских солдат после Великой Отечественной войны. Эта война стала судьбой целого поколения, у которого со словом «Афган» связано слишком многое – суровые испытания, участие в трудном деле, раны и потеря товарищей.
В боевых действиях в Афганистане ВВС лишились 118 самолетов и 333 вертолетов. За каждой потерянной машиной стояли жизни погибших или искалеченных авиаторов, трагедии их семей и родителей.
Несмотря на суровые условия Афганистана, военнослужащие ВВС выполнили воинский долг с честью. Так экипажи военно-транспортной авиации (ВТА) выполнили в Афганистане 27 тыс. самолето-рейсов (из них 14,7 тыс. – в условиях противодействия ПВО противника), перевезли более 880 тыс. человек личного состава и около 430 тыс. тонн различных грузов. Более 1,7 тыс. военнослужащих ВТА награждены орденами и медалями.
Истребительная и истребительно-бомбардировочная авиация в Афганистане решала следующие задачи: авиационная поддержка войск, прикрытие транспортных колонн и сопровождение сухопутных войск в рейдовых операциях; авиационные удары по выявленным объектам противника; прикрытие вертолетных подразделений; уничтожение огневых точек, опорных пунктов моджахедов; воздушная разведка. За время Афганской войны потери советских ударных самолетов оказались довольно существенными: 21 МиГ-21, 11 МиГ-23, 34 Су-17 и СУ-22 (экспортный вариант Су-17), один Су-24 (в результате несчастного случая), 36 Су-25, два Як-28 и один Як-38.
Дальняя авиация имела возможность «накрыть» любую точку Афганистана с аэродромов на советской территории. Самолеты дальней авиации в сравнении с фронтовой имели большую бомбовую нагрузку; способны применять авиабомбы калибром 3000, 5000 и 9000 кг. Их применение не зависело от погодных условий. С помощью самолетов дальней авиации разрушались пещеры и другие укрепленные объекты моджахедов. Часто такие укрытия, будучи вырубленными в цельной скале, выдерживали попадания 500-килограммовых авиабомб. Поэтому применялись авиабомбы крупных калибров. Фугасный удар вызывал растрескивание и обвал пещер. Хорошие результаты давало бомбометание по склонам. Сход огромной массы камней наглухо заваливал входы в пещеры, перерезал немногочисленные горные тропы, вызывал обрушения карнизов.
Основная авиационная поддержка войск на поле боя в Афганистане легла на плечи вертолетчиков. Вертолеты использовались для огневой поддержки наземных подразделений, преследования отходящего противника, воздушного патрулирования местности и сопровождения автоколонн, высадки десантов на ключевых позициях, снабжения войск, спасения сбитых летчиков и эвакуации тяжелораненых. По оценкам авианаводчиков, работавших в боевых порядках наземных подразделений, именно вертолеты обладали наивысшей эффективностью при огневой поддержке. Вертолеты стали настоящими летающими танками и бронетранспортерами, которым не страшна была самая пересеченная местность. Объемы повседневной боевой работы, проведенной вертолетчиками, не поддаются никакому описанию. Если в 1985 году среднее число вылетов на один Су-25 составляло 216, а на МиГ-23 – 112, то на один вертолет в среднем приходилось 360–400 вылетов, а у отдельных машин количество вылетов за год доходило до тысячи.
Именно поэтому вертолеты были приоритетными целями для огня моджахедов. Излюбленной тактикой моджахедов было дать пролететь вертолету над их замаскированными позициями, а затем открыть огонь вдогонку. Отсюда и ужасающее, по сравнению с другими типами авиатехники, количество потерь – 333 машины, из них 28 тяжелых транспортных вертолета Ми-6, 174 транспортно-боевых Ми-8 и 127 боевых Ми-24, 4 Ми-9 и Ми-10. К этому количеству следует добавить еще 338 Ми-8/17 и Ми-25/35 афганской армии.
Наши земляки не остались в стороне от действий авиации в Афганистане. Только в Иркутске проживает около 200 ветеранов афганской войны, которые служили в авиационных частях 40-й Воздушной армии. Иркутяне, рискуя жизнью, с честью выполняли воинский долг в Афганистане. Свыше 100 иркутян в мирное время были награждены боевыми орденами и медалями. Двумя боевыми орденами награждены авиаторы-иркутяне: Сидоренко Владимир Дмитриевич, Сапрыкин Владимир Алексеевич, Борщевский Михаил Васильевич, Карпенко Владимир Александрович, Иващенко Александр Павлович, Косов Иван Тихонович, Масловский Андрей Владимирович, Ширяев Александр Прокопьевич.
Военные авиаторы, имея несомненные заслуги в решении задач по обеспечению обороны и безопасности России, 12 августа празднуют 103-ю годовщину со дня создания военной авиации России – День Военно-воздушных сил. В сложное для нашей Родины время они призывают иркутян к консолидации, к стабильности и к работе во имя поступательного развития России.
Владимир Кобзарь, председатель Иркутской областной общественной организации ветеранов Афганистана и участников боевых действий
Источник газета Областная |